Третий эпизод - Роль общины

В беседе участвуют: Ана Серрано, главный медиа директор Канадского киноцентра, сопредседатель проекта «Открытая демократия», будущий президент и вице-канцлер Университета OCAD. Шабнам Ташакур, член Континентальной Коллегии Советников бахаи в Северной и Южной Америке, по профессии менеджер в области развития и педагог. Мама двоих мальчиков. 

Как, по вашему мнению, выглядит устойчивость перед лицом бедствий в данный момент? 

Ана: Наша культура абсолютно связана с идеей продуктивности: мы постоянно стремимся быть чем-то, преуспеть в чем-то, или что-то показывать, что-то выполнять. Эта идея настолько укоренилась в нашем сознании, что мы думаем, что быть продуктивным - значит быть человеком, в этом заключается наше предназначение. 

Некоторые люди сейчас определенно сталкиваются с огромными проблемами. Например, не у всех есть дом во время этого кризиса, еда или близкие люди рядом. Но что интересно: несмотря на это, ясно, что в нашей природе заложено умение адаптироваться. Мы сейчас видим, что обладаем более сильной внутренней устойчивостью, чем можем себе представить.

Эта устойчивость - то, что можно развивать внутри нас, а не стремиться к этому, не искать ее вовне. 

Шабнам, вы работаете с общинами, с бахаи по всей стране. Вы помогаете им укрепить модели построения общин. В контексте кризиса, насколько людям в этих общинах удается конструктивно адаптироваться к новым обстоятельствам?

Шабнам: Основной уровень реакции общины бахаи был сфокусирован на здоровье и благополучии всех общин, к которым они принадлежат. В соседствах по всей стране предпринимаются усилия по повышению осведомленности о способах действий, которые могут защитить всех в этой пандемии. Эти усилия основаны на талантах общин. Молодежь использует творческие средства. 

Затем еще одной областью, на которую мы обращали особое внимание стало то, как община может служить источником надежды и вдохновения. Как развивается это умение полагаться на высший источник? Один пример, который, как я слышала, пришел из общины коренных народов на севере Британской Колумбии. Когда вирус начал распространяться, семьи стали делиться молитвами друг с другом по телефону. Это также привело к обсуждению вопросов здоровья и благополучия сообщества.

Еще одним аспектом усилий была задача исследовать вопрос использования технологий для поддержания связей между людьми. Как мы можем использовать технологии, чтобы повысить понимание? Как мы можем использовать технологии как средство связи и обучения? Это и использование музыки, и использование красивых видеороликов, которые вдохновляют и поднимают настроение, рассказывание историй с помощью технологий. Множество людей, в том числе профессионалов в сфере искусства сейчас заняты созданием такого контента, который поддерживает связь между нами. 

Образовательные усилия общины бахаи действительно способствуют развитию творчества на локальном уровне. Мы видим, как творчество высвобождает духовные силы, которые ободряют сердца.

На еще одном уровне было предпринято много усилий для оказания поддержки образованию молодежи в форме контента и материалов, которые родители могут использовать, чтобы помочь детям обрести уверенность. Молодые люди, которые работают с подростками 11-14 лет стараются помогать им в выполнении домашних заданий в это непростое время.

Бахаи также стремятся вести беседы, которые поднимают настроение, которые вдохновляют молодежь служить своим общинам. Многие молодые люди в этом возрасте, особенно подростки в возрасте от одиннадцати до четырнадцати лет проводят всю ночь в социальных сетях, а затем спят днем. Мы стараемся мобилизовать их, работать с семьями и общинами, чтобы помочь этой возрастной группе участвовать в содержательных беседах о служении своим общинам. Для этого часто требуется составление ежедневного графика, который бы отвечал нашим физическим потребностям, стимулировал нас интеллектуально и духовно развиваться и служить нашим общинам.

Потребовалось несколько недель, чтобы понять некоторые из этих вещей, но старания друзей усиливаются, что действительно замечательно.

Ана, сейчас часто обсуждают вопрос вернемся ли мы к прошлым моделям поведения, или станем жить иначе. Что Вы думаете по этому поводу?

Ана: Появляется новый набор ценностей, которые, как мы видим, имеют гораздо большее материальное значение для нас. 

Мы переживаем эту пандемию, и единственное, что связывает нас всех вместе, - это искусство, ведь оно помогает нам пройти через кризис и позволяет нам выражать те чувства, для которых мы не нашли выражения. Мы видим, что то, что по-настоящему значимо - это искусство и культура. 

Это одна идея. Но таких вещей гораздо больше, и я думаю, что если мы сможем выяснить, что это за вещи, которые нам нужны по-настоящему, то сможем построить новое общество, возможно, более приспособленное к построению целого. То, о чем говорила Шабнам. Общество, которое рассматривает как материальное, так и духовное измерение.

Шабнам, мне было бы интересно, что Вы думаете о том, насколько важны местные общины для обретения устойчивости перед лицом нынешнего кризиса?

Шабнам: Я думаю, что стоит рассмотреть концепцию, согласно которой человек не может быть отделен от окружающей среды. Мы действительно не созданы для того, чтобы быть одинокими и изолированными. Изменение внутреннего бытия человека является результатом взаимодействия с его средой, и точно так же состояние человека влияет на его окружение. Когда мы думаем об общине, полезно думать о том, что общество - это не просто совокупность людей.

Можно рассматривать общину как органическое целое. Человеческое тело состоит из клеток, но отдельные клетки не могут функционировать вне целого. Существует внутренняя взаимосвязь, и я думаю, что из-за потребительской культуры в обществе у нас есть представление о человеке как об обособленном от других людей существе, которое просто занято удовлетворением своих потребностей.

Но это не наша природа. В нашей природе заложено то, что мы связаны с человеческой семьей, частью которой являемся. В наших соседствах, в наших общинах мы едины. Но я вижу, что сейчас особенно важно думать о местных соседствах, потому что мы живем во время, когда действуют силы, которые двигают человечество к объединению. Это очень длительный процесс. Но этот процесс должен начинаться с процесса развития потенциала в небольших условиях. Это как раз может происходить там, где люди наиболее тесно общаются друг с другом. В соседствах. 

Община не может строиться на нескольких лидерах или нескольких ведущих семьях, не может основываться на идее ячейки общества, где есть один глава семьи. Эти концепции не соответствуют времени, в которое мы живем, когда человечество находится в процессе длительного созревания. Как в индивидуальной жизни вы проходите этапы детства, юности и зрелости, тоже самое происходит и на уровне общества. Сейчас нам нужно понять какие привычки соответствуют эпохе зрелости на уровне общества.

Мы можем гулять по соседству, и смотреть на него с материалистической точки зрения и заметить: «В этом районе есть бедность». Или мы можем прийти в соседство и сказать: «Посмотрите на отношения между людьми. Посмотрите, в какой степени они полагаются друг на друга, помогают друг другу. Посмотрите на малый бизнес, который здесь процветает, на то как люди поддерживают друг друга». Это вещи, на которые мы смотрим с духовным восприятием, которые находятся за пределами материальных условий.

Точно также мы можем видеть потенциал в каждом; сотрудничать с учреждениями, с семьями и думать о том, как мы строим общество, в котором каждый является поборником перемен, и у каждого есть роль. 

Ана, я знаю, что Вы проделали большую работу над процессами укрепления демократии. Мне было интересно, не могли бы Вы поделиться своими мыслями о том, каково Ваше видение демократии, выходящей из этого кризиса?

Ана: Я думаю, это именно то, о чем говорила Шабнам. Это более комплексный подход к совместной работе отдельных лиц, общин и институтов.

Некоторые вещи могут быть в компетенции определенных регионов, например, тестирование. У регионов есть контроль над тем, как люди проходят тестирование: сколько, где, как и когда, но последствия отсутствия тестирования или массового тестирования разыгрываются на муниципальном уровне и на уровне общин.

Среди ценностей, которые сейчас выходят на первый план стоит жертвенность во благо других, служение, возможно терпение перед лицом вызовов. Есть ли еще какие-либо ценности, которые вы считаете важными, которые помогут нам коллективно продвигаться вперед?

Ана: Я думаю, что смирение. Насколько смиренными нас сделал этот крошечный, невидимый вирус, который может разрушить все общество! Мне кажется, что мы должны перестать быть обществом, управляемым эго.

Шабнам: Да, я думаю, что это служение и умение ставить потребности других выше своих. Если мы посмотрим на наши общины в Канаде - они представляют собой совокупность всего человечества, объединенного в одном месте: в канадской культуре. Мы наблюдаем огромное количество самоотверженности от людей, которые заботятся друг о друге. Во многих странах, откуда мы родом идея общины очень сильна. Но затем мы попадаем в общество потребления, которое ставит индивидуум и его потребности превыше всего.

Я думаю, что мы действительно должны задуматься об этом аспекте. Какой вид служения способствует продвижению духовной цивилизации, в основе которой лежит признание единства человечества? Это не только служение в духе братства; это такой дух служения, которых должен фактически начать менять сами структуры общества, экономические системы и системы управления.

Шабнам и Ана, чему бы вам хотелось, чтобы мы научились за это время?

Ана: Я надеюсь, что этот опыт настолько смирит нас, что мы решим по-настоящему проанализировать, что действительно важно для общества, и решим построить такое общество. И я надеюсь, что мы увидим, что для нас как общества важны справедливость, равенство, инклюзивность, разнообразие, радость, обновленное чувство предназначения.

Шабнам: Я думаю, что это время дало возможность открыть некоторые темы в коллективном дискурсе, которые в нем отсутствовали в течение длительного времени. Я думаю, что это время приведет к прогрессу в сознании человечества в целом, а также в сознании отдельных людей и общин.

Кроме того, я думаю, что ценности международных коллективных действий, которые раньше служили мощным двигателем общественного дискурса во всем мире сейчас теряют свое влияние, поскольку они подвергаются влиянию сил расизма, национализма, фракционности.

Я думаю, что нам стоит задуматься: откуда берутся эти вещи? В таком ли мире мы хотим жить? Что нужно сделать, чтобы в обществе преобладали силы, которые ведут к достижению единства человечества, к миру и безопасности для всех? Речь идет не просто о политическом мире, но о взаимоотношениях между людьми, о существенных взаимоотношениях, которые должны укорениться в обществе и в его структурах, чтобы поддерживать достоинство всех и единство всех.

Ана: Это отличная реплика, завершающая нашу беседу!

Источник - opa.bahai.ca

Перевод на русский - Fanya Berger