Прокладывая путь к гендерному равенству

Заявление от Офиса по связям с общественностью бахаи Папуа-Новой Гвинеи 

Бахаи Папуа-Новой Гвинеи разделяют глубокое горе всех наших сограждан в результате гибели ещё одной жертвы гендерного насилия. Мы осуждаем такие злодеяния и бесчеловечные акты жестокости против любых членов нашего общества.

Гендерное насилие глубоко укоренилось в нашей стране. Это один из симптомов хронического заболевания, поразившего наше общество. Община бахаи считает, что эта болезнь, столь сильно мешающая нашему прогрессу и процветанию, частично объясняется неспособностью признать  равенство мужчин и женщин.

«Таким образом, искоренение насилия требует не только изменений в законодательстве и политике, но и более фундаментальной перестройки на уровне культуры, взглядов и убеждений. Такие изменения должны основываться на убеждённости в том, что равенство женщин и мужчин — это не только цель, которой нужно достичь, но и правда о человеческой природе, которую нужно признать и принять... Сама сущность того, что делает нас людьми, не является ни «мужской», ни «женской». ...Равенство выходит за рамки подсчёта наших ресурсов или набора социальных норм. Оно отражает благородство, присущее каждому человеку».[1]

В свете этого, чтобы полностью искоренить гендерное насилие, мы, как единое сообщество, должны коллективно осознать и воплотить духовную истину этого принципа.

Священные Писания бахаи утверждают, что «женщины и мужчины были и всегда будут равны перед Богом».[2]  Это фундаментальная духовная истина, проистекающая из самой природы души, которой наделены все человеческие существа. Душа не имеет пола, и только духовные способности отличают людей друг от друга.

Процветание нашего сообщества зависит от равного участия мужчин и женщин. Ибо «у мира человечества два крыла: мужчина и женщина. Пока эти два крыла не равны по силе, птица не сможет летать, человечество не сможет пройти свой путь к вершинам реальных достижений. Когда два крыла сравняются по силе, когда они обретут одни и те же прерогативы, полет человечества станет чрезвычайно возвышенным и несравненным».[3] 

Осознание факта равенства мужчин и женщин требует духовного и нравственного воспитания и практических действий в наших сообществах. Эти духовные качества любви, справедливости, равенства и сострадания, а также многие другие, должны преподаваться и практиковаться на том уровне, где закладывается фундамент нашего общества, — в семье и в школах. Всё это должно дополняться дружескими обсуждениями, ибо совет «есть один из мощнейших инструментов, способствующих спокойствию и процветанию людей»,[4] он воспитывает единство и понимание.

«В более широком контексте насилие и дискриминация в отношении женщин и девочек становится одним из симптомов социального порядка, характеризующегося конфликтами, несправедливостью и отсутствием безопасности. Его структуры и процессы, ограниченные частными корыстными интересами, оказываются неспособными служить общему благу. Стремясь искоренить насилие в отношении женщин и девочек, мы не должны упускать из виду более широкую и долгосрочную цель: а именно, создание условий, в которых женщины и мужчины могут работать плечом к плечу в построении более справедливого и равноправного социального порядка». [5]

 

Равенство мужчин и женщин: новая реальность

Чуть более двух столетий назад, впервые в истории богоявленных религий, Бахаулла, Пророк-Основатель Веры бахаи, провозгласил равенство мужчин и женщин. Это заявление стало не просто выражением возвышенной и благочестивой надежды, — оно было вплетено в саму ткань Его общественного порядка. Он поддержал этот принцип законами, требующими одинакового уровня образования для женщин и мужчин, а также равенства прав в обществе.

Равенство полов для бахаи — это духовный и моральный стандарт, необходимый для объединения планеты и развития мирового порядка. Без качеств, талантов и навыков как женщин, так и мужчин полное экономическое и социальное развитие планеты становится невозможным.

В настоящее время, когда происходит переход человечества от подросткового возраста к зрелости, признаки этого укрепляющегося равенства можно наблюдать повсюду. По мнению бахаи, это вряд ли должно вызывать удивление, поскольку «До тех пор, пока женщины будут лишены возможности в полной мере развивать свои высшие способности, мужчины не смогут достичь того высокого положения, кое уготовано для них».[6]

Характер этой уникальной эпохи, в которую мы вступаем, более подробно рассматривается в следующем заявлении из Писаний бахаи:

«В прошлом миром правила сила, и мужчина господствовал над женщиной благодаря своим более сильным и агрессивным качествам ума и тела. Но сейчас весы уже начали склоняться в другую сторону — сила теряет вес и начинают более цениться умственная энергия, интуиция и духовные свойства любви и служения, в которых сильна женщина. Посему в наступающем веке чаша весов склонится в сторону женских идеалов, — а точнее говоря, мужская и женская составляющие цивилизации будут более уравновешены».

 

Единство и равенство в семье

На протяжении более чем ста лет мировое сообщество бахаи пропагандировало принцип равноправия полов и призывало осознать важность применения этого стандарта в личной, семейной и общественной жизни. Институт брака, семья как основа общины бахаи, — часть этого процесса. Перед заключением брака бахаи пара, которая свободно выбрала друг друга, должна получить согласие всех родителей и уведомить об этом руководящий орган общины. Затем пара вступает в брак в атмосфере любви, родительского одобрения и принятия со стороны общины. После обмена клятвами, когда каждый из партнёров говорит: «Мы все, воистину, будем следовать воле Божией»,[7] молодожёны начинают свою жизнь вместе в духе истинного духовного единства и равенства.

Это единство и равенство, опирающиеся на фундамент дарованных свыше прав, а также обязанностей каждого человека перед Богом, раскрываются именно в семье. Нравственные ценности и отношения, необходимые для развития личности, общества, нации и человечества должны даваться ребёнку с ранних лет. Согласно Учению Бахауллы, «семья, будучи союзом людей, должна получать воспитание в соответствии со священными заветами. Семью дóлжно научить всем добродетелям. Необходимо постоянно помнить о целостности семейных уз, и права отдельных членов семьи не должны нарушаться. Все эти права и привилегии должны охраняться, и при этом необходимо поддерживать единство семьи в целом. Ущерб одному будет считаться ущербом для всех; удобство одного — удобством для всех; честь одного — честью для всех».

 

Равенство в образовании и обучении

Хотя оба родителя несут общую ответственность за воспитание детей, мать получает признание как первый воспитатель нового человека, и она должна быть тщательно подготовлена к этой роли. Её образование, по сути, с точки зрения бахаи, насущнее и важнее, чем образование мужчины, потому что женщина воспитывает ребёнка с младенчества. Если она ущербна и несовершенна, то неизбежно появятся недостатки и у ребёнка, — посему несовершенство женщины подразумевает несовершенство всего человечества, ибо именно мать вскармливает дитя, заботится о нём и направляет его рост.

Поскольку бахаи не разделяют жизнь на религиозную и светскую, и поскольку вера должна выражаться в социальных действиях, образование для мужчин и женщин во всех аспектах, «занимает важное место в новом миропорядке».[8] По этой причине каждый ребёнок обязан получить образование. Если в семье недостаточно денег для обучения и девочки, и мальчика, деньги должны быть направлены на образование девочки, поскольку она в будущем станет матерью. Если нет родителей, ответственность за обучение ребёнка должно взять на себя общество. В дополнение к широко распространённому образованию каждый ребёнок должен получить профессию, научиться какому-то искусству или ремеслу, чтобы каждый член общества мог зарабатывать себе на жизнь.

Также важно, что в духе новой эпохи в развитии человечества Бахаулла «провозгласил, что необходимо ввести единую программу образования для мужчин и женщин», чётко разъяснив, что «дочери и сыновья должны проходить через один и тот же набор курсов, что поможет установлению единства полов».[9]

 

Вклад женщин в установление мира

Писания бахаи обещают, что «вхождение женщин во все структуры общественной жизни неотвратимо, и это непременно произойдёт. Никто не в силах сдержать этот процесс или помешать ему»; «ни в каком отношении женщины не будут отставать; во всём они достигнут такого положения, которое среди людей будет считаться высочайшим, они будут принимать участие во всех сферах жизни»; и «когда женщины начнут полностью и в равной степени участвовать в мировых делах, войны прекратятся».[10] Этот вклад женщин в установление единства и мира во всём мире неизбежно будет признан, и со временем он будет только возрастать.

«В прошлые века человечество было слабым и неэффективным из-за своей неполноценности. Война и связанные с ней разрушения опустошали мир. Образование женщин станет огромным шагом на пути к её прекращению, ибо женщины используют всё своё влияние в борьбе против войны. В действительности, женщина станет величайшим фактором установления всеобщего мира и международного суда. Женщина, вне всякого сомнения, изгонит войны из человеческого общества».

 

Равный голос

Однако на женщин возложена большая ответственность за полное раскрытие их собственных возможностей. Поэтому они и дальше должны стремиться к совершенствованию, чтобы стать равными мужчинам во всех отношениях, и тогда мужчины будут вынуждены признать их равенство в способностях и достижениях.

Конечно, благосостояние человечества зависит от развития потенциальных достоинств и способностей каждого человека, независимо от расы, национальности, класса, религии или пола. Поэтому предрассудки, вызывающие разделение и угнетение, систематически искореняются в общинной жизни бахаи. Уникальная административная система, основанная на концепции единства в многообразии, настаивает на образовании для всех членов общества и одновременно позволяет немедленно ассимилировать всех тех, кто в прошлом был лишён своих прав. Избирательная система бахаи, действующая тайным голосованием, без выдвижения кандидатур или предвыборной агитации, поощряет всеобщее участие: каждый взрослый бахаи имеет право избираться в местные и национальные административные органы, ответственные за принятие решений при ведении дел бахаи. Лёгкость, с которой женщины, давно лишённые равных возможностей, теперь могут быть интегрированы в жизнь общества, ярко демонстрируется активным участием женщин во всех сферах жизни общины бахаи.

* * *

Сегодня в мировом сообществе бахаи представлены более 200 стран и территорий, и везде женщины объединяются с мужчинами в построении глобального общества. Бахаи уверены, что их полноценное участие в создании мировой цивилизации стало возможным благодаря всепроникающей духовной силе, высвобожденной в этом веке Бахауллой, Который стёр все ограничения, мешающие реализации человеческого потенциала. Ибо с точки зрения бахаи, поскольку сейчас наступил Век Света, очевидно, что Солнце Реальности, Слово Божие, явило себя всему человечеству.

Одной из сил, сокрытых в человеческом царстве, были качества и способности женщин. Благодаря сверкающим лучам небесного просвещения, дарования женщины пробудились и стали настолько явными в сей век, что равенство мужчины и женщины ныне — свершившийся факт.

Бахаи Папуа-Новой Гвинеи возносят молитвы за жертв насилия и за их семьи, и «призывают всех вас и каждого в отдельности направить помыслы своего сердца на достижение любви и согласия… Мысль о ненависти должна быть побеждена более могущественной мыслью о любви».[11]

 

Управление внешних связей бахаи Папуа-Новой Гвинеи

Интернет сайт: www.bahai.org.pg

Текст заявления на английском языке

Перевод на русский - Владимир Чупин

 

Ссылки на источники:


[1] Международное Сообщество Бахаи, «На пути к искоренению насилия в отношении женщин и девочек», вклад в работу 57-й сессии Комиссии по положению женщин, Нью-Йорк, 2012 г., стр. 1.

[2] Бахаулла, из Скрижали, переведённой с персидского и арабского языков, цитируется в компиляции «Женщины: выдержки из писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости», составитель: Исследовательский отдел Всемирного Дома Справедливости (Торнхилл, Онтарио: Национальное Духовное Собрание Бахаи Канады, 1986). № 54

[3] «Провозглашение всеобщего мира» (речи Абдул-Баха, произнесённые во время Его визита в Соединённые Штаты и Канаду в 1912 г.), сост. Говард МакНатт, 2-е изд.

[4] Абдул-Баха. Из Скрижали, переведённой с персидского..

[5] Абдул-Баха, цит. в документе «На пути к искоренению насилия в отношении женщин и девочек», стр. 1.

[6] Абдул-Баха. «Парижские беседы»,  Выступления Абдул-Баха в Париже в 1912-1913 гг.

[7] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, с.105.

[8] Абдул-Баха, «Божественная Философия», стр. 83.

[9] Абдул-Баха. «Провозглашение всеобщего мира», стр. 175.

[10] Абдул-Баха, «Парижские беседы», стр. 237.

[11] Абдул-Баха, «Парижские беседы», стр. 29.