Симпозиум задаёт новые рамки для диалога о светском обществе, религии и всеобщем благе

ВАНКУВЕР, Канада — Ведущие канадские учёные, государственные чиновники и представители гражданского общества собрались здесь на симпозиум в Университете Британской Колумбии, проходивший с 22 по 24 марта. Целью симпозиума было исследовать идею построения «цельного общества» и конструктивную роль религии в светском государстве.

Организованная национальным комитетом, представляющим различные организации гражданского общества в Канаде, — в том числе Управление по связям с общественностью канадской общины бахаи, — конференция под названием «Наше цельное общество: наведение мостов через пропасть между светским и религиозным», собрала около 140 участников.

Среди докладчиков были, среди прочих:  Эндрю Беннетт, посол Канады по свободе вероисповедания; Мэри Уилсон, комиссар Канадской комиссии по установлению истины и примирению; Дуг Уайт, директор Центра доконфедерационных договоров и примирения при Университете острова Ванкувер; а также Джеральд Филсон, директор по связям с общественностью общины бахаи Канады и председатель «Канадской межконфессиональной беседы».

Доктор Филсон так отозвался об идеях, озвученных на конференции:

— Многие говорили о важности предоставления концепциям и принципам религиозного мышления более широких возможностей оказания позитивного влияния на общество. Звучала идея, что свобода вероисповедания — необходимая черта светского общества, ибо мы защищаем ту социальную гармонию и то богатство культуры, которые приносит в современные общества плюрализм.

— В конечном счёте, именно любовь, дружба и убеждённость в том, что окружающие люди важны для нас, создадут основы общества, в котором все члены человеческой семьи смогут участвовать в дискуссиях, формирующих общество, — продолжил доктор Филсон.

Конференция этого года стала вторым таким мероприятием за недавнее время. Первое из них состоялось в мае 2013 года в университете Макгилла в Монреале, Канада. Джеффри Кэмерон, главный научный сотрудник общины бахаи Канады и член руководящего комитета конференции, пояснил: «Мы впервые выступили с этой инициативой около четырёх лет назад, когда небольшая группа людей собралась вместе с целью более чётко сформулировать позитивную роль религии в публичном дискурсе Канады».

Круглый стол на конференции «Наше цельное общество: наведение мостов через пропасть между светским и религиозным», прошедшей 22-24 марта 2015 года в Университете Британской Колумбии в Ванкувере, Канада.

— Мы провели одну конференцию и продолжили работать друг с другом и с сетью других организаций, — продолжает г-н Кэмерон, уточняя, что их диалог был направлен на то, чтобы добиться большего понимания того, как общество может «примирить религию, секуляризм и общее благо».

На конференции было несколько пленарных заседаний, посвящённых нескольким общим темам:

  • правильная роль религии в общественной сфере;
  • достоинства и границы секуляризма;
  • процесс примирения между различными народами;
  • как определить общее благо в контексте религиозного плюрализма;
  • масштабы и пределы религиозной свободы;
  • роль молодёжи в обществе.

Между этими презентациями были организованы семинары, на которых опытные профессионалы делились своими впечатлениями.

— Нам нужно выйти за пределы бинарного противопоставления религиозного и светского, общественного и частного, веры и разума, и вместо этого сосредоточиться на совместной работе на благо всего нашего общества, — заявила во вступительном слове преподобная Карен Гамильтон, генеральный секретарь Канадского совета церквей.

В некоторых случаях обсуждения касались вопросов напряжённости в светских обществах, возникающей между двумя аспектами роли религии в общественной жизни: с одной стороны, секуляризм обеспечивает такой подход к управлению, который гарантирует основные права на свободу вероисповедания для личности; с другой стороны, если зайти слишком далеко, он может ограничивать роль религиозного мировоззрения в публичном дискурсе.

Профессор Пол Брамадат, один из ведущих канадских религиоведов, предупредил: «Важно поддерживать религиозные инструменты и концепции в публичном дискурсе, а не терять их значение посредством светского "перевода"».

Однако Алия Хогбен, директор Канадского совета женщин-мусульманок, заявила, что обществу нужны критерии для оценки роли религии в общественной жизни:

— Способствует ли эта религия общему благу? Служит ли она всеобщему благополучию? Если это так, то её можно допустить к публичным дискуссиям, — сказала она.

Профессор Джон Стэкхаус, теолог из Риджент-колледжа, утверждал, что разнообразие религий в Канаде требует от каждой религии пересмотра своих учений, чтобы «выкопать котлован и заложить фундамент, который позволил бы им жить рядом с теми, кто сильно от них отличается».

Профессор Стэкхаус также подчеркнул важность места религии в системе общественных институтов.

— Один из аспектов построения цельного общества, — сказал он, — это инвестировать в «промежуточные организации» между человеком и государством, такие, как религиозные группы и гражданское общество. Религии, пояснил он, сталкиваются с давлением в светском мире, потому что они создают препятствия для философии потребительства.

Одним из ярких событий этого мероприятия была сессия с доктором Эндрю Беннетом, послом Канады по свободе вероисповедания. Беннет описал взаимосвязь между защитой религиозной свободы и поощрением чувства человеческого достоинства, которые необходимы для определения рамок человеческого общежития:

— Институтам общества важно иметь возможность взаимодействовать с различными религиями, — сказал он. — Религиозная грамотность формирует определённый стиль взаимодействия людей в обществе, а повышаем мы эту грамотность посредством открытых бесед друг с другом.

На конференции также была рассмотрена роль молодёжи в конструктивном преображении общества. Выступая на семинаре, посвящённом молодёжи и духу социальных перемен, Кристина Бойл, директор неправительственной организации «Духовные изменения в обществе», отметила, что «многие социальные движения, в которых молодёжь играет ведущую роль, отражают духовное стремление создать лучший мир посредством самоотверженного служения».

Другой выступающий, Эрик Фарр из общины бахаи, повторил эти мысли, заявив, что «многие молодые люди стремятся к видению духовных изменений, то есть к видению более единого и справедливого общества... Мы должны доверять способностям всех людей и стремлению всех внести свой вклад в благосостояние целого».

С заключительным словом на конференции выступил Дуг Уайт. На сессии под названием «Признавая наше единство: примирение как вызов нашего времени», г-н Уайт, бывший вождь коренной народности шунеймэкс, сказал, что диалог должен выйти за рамки тех враждебных отношений, которые в настоящее время характеризуют канадское общество:

— Противопоставлять себя друг другу — это не путь к примирению, — сказал он. — Нам необходимо активное и исчерпывающее обсуждение социальных изменений, необходимых для достижения согласия в обществе. Это примирение может наступить либо после больших страданий, либо в результате того, что мы будем стремиться к взаимопониманию между разными представителями общества.

— [Примирение] требует нового мышления и ориентации на себя, друг на друга и на окружающих нас людей. Это духовный, моральный и этический вызов...

Размышляя об этом событии, г-н Кэмерон сказал: «Мы были очень довольны качеством бесед на конференции и искренним воодушевлением, которое вызвали идеи, высказанные участниками.

Он пояснил, что конференция является частью непрерывного «процесса коллективного исследования»:

— Это коллективная работа, потому что процесс растёт и расширяется, привлекая всё больше людей. И это вполне можно назвать исследованием, потому что мы мотивированы и объединены теми вопросами, которые мы задаём, — а не убеждённостью, что именно у меня есть правильные ответы.

Источник - news.bahai.org