Мюзикл о побеге из рабства помогает просвещению, обсуждению и действию

Эдинбург, Шотландия. — Преисполненный решимости освободиться от оков рабства, Генри Браун отправляется в опасное путешествие. На дворе 1849 год, и он один из 3 миллионов рабов, живущих в Соединенных Штатах. Он забирается в деревянный ящик, который должны отправить с плантации в южном штате Вирджиния в северный город Филадельфия. Рабство там уже объявлено вне закона, и группа аболиционистов принимает его, добиваясь его освобождения. Он остался в истории как Генри «Бокс» [англ. «ящик»] Браун.

В этом месяце его необыкновенная история была ярко пересказана на всемирно известном фестивале «Фриндж» (Fringe) в Эдинбурге. Новый сценический мюзикл «Генри Бокс Браун» вызвал пристальное внимание публики. Он шел 21 день в престижном зале «Ассембли Румс».

Создательница шоу — бахаи Мер Мансури — поднимает вопрос расовой дискриминации, который всегда глубоко волновал ее сердце, особенно в свете принципов бахаи, решительно утверждающих единство человечества и призывающих к устранению всех форм предрассудков. Используя искусство как мощный инструмент повышения осведомленности людей, она и ее коллеги инициировали проект, который стимулирует конструктивные обсуждения и вдохновляет на практические действия во имя изменения общества.

Аудиозапись, рассказывающая о творческой команде, поставившей пьесу «Генри Бокс Браун». В этом выпуске подкаста Всемирного агентства новостей бахаи творческая группа нового мюзикла «Генри Бокс Браун» расскажет о том, как они ставили эту пьесу. Эта постановка стимулировала среди зрителей откровенное обсуждение и вдохновила их на конструктивные действия.

— Я искала историю для мюзикла, которая рассказывала бы о персонаже африканского происхождения в американской истории, — говорит г-жа Мансури, в детстве бежавшая вместе со своей семьей от преследований бахаи в родном Иране. Обосновавшись в Нью-Йорке, она вела театральные занятия в государственных школах в течение двух десятилетий.

Г-жа Мансури была на книжной ярмарке со своим племянником, когда впервые познакомилась с историей Генри Брауна, — она была описана в детской книге с картинками. Этот рассказ глубоко тронул ее.

— Боль настолько глубока, что мы часто чувствуем себя неспособными прикоснуться к ранам, которые не можем полностью излечить, — говорит она. — Очень трудно и больно обсуждать вопросы расовой принадлежности, никто из нас не чувствует себя достаточно подготовленным для этого.

Директор шоу Бен Харни вспоминает, как он заинтересовался этой историей.

— Эта пьеса меня очень заинтриговала, — объясняет мистер Харни, актер, удостоенный премии Тони. — Это потрясающая история о ясном видении, героизме, смелости, мужестве и отваге. Ее фон — совершенно беспощадный и враждебный набор обстоятельств, и главному герою пришлось заплатить высокую цену... Я действительно был тронут до глубины души и вдохновлен этой пьесой.

В 1848 году, — после того, как его дети и беременная жена были проданы новым владельцам в Северной Каролине, — Генри Браун решил сбежать из рабства, невзирая на то, сколь жестокое наказание он может понести и насколько рискованным окажется путь. С помощью белого священника и рабовладельца-игрока Генри Браун был упакован в ящик — 90 сантиметров длиной, 80 см в глубину и 60 см в ширину, — и затем отправлен за 500 км на свободу, сначала на судне, потом на поезде.

Эта иллюстрация из книги 1872 года изображает, как Генри Брауна выпускают из деревянного ящика в Филадельфии. Ящик 90 см длиной, 80 см в глубину и 60 см в ширину был подписан «сухие товары». (Художник: William Still)

Хотя Генри Браун выступает главным героем шоу, он там не единственный персонаж. Мюзикл приглашает аудиторию задуматься о природе настоящих перемен, о том, как они происходят благодаря мужественным действиям многочисленных людей, — например, таких, о которых идет рассказ со сцены. Пьеса стремится вовлечь зрителей в происходящее на сцене и побудить их увидеть себя в качестве главных героев значимых изменений во имя улучшения окружающего мира. После спектакля зрителям предоставляется возможность обсудить темы, поднятые в мюзикле, и каждого просят пообещать, прежде всего самому себе, что он не будет сидеть сложа руки, а постарается что-то предпринять.

— Мы отправляем им их обещания обратно через четыре месяца и приглашаем их снова встретиться с нами. Поэтому, надеюсь, театр станет своего рода «деревней, которая снова объединится», — говорит г-жа Мансури.

Один из актеров, Наджи Браун, заметил, что зрители очень серьезно воспринимают эти обсуждения и взятые на себя обязательства.

— Я знаю на 100 процентов, что когда люди выходят из зала, они чувствуют, что чему-то научились, — и это, наверное, самая важная часть, — говорит Наджи Браун. — Как мне применить то, что я только что видел, в своей повседневной жизни? Как я могу изменить ситуацию после просмотра этой пьесы?

Воздействие «Генри Бокс Брауна» усиливается впечатляющей музыкальной подборкой, сопровождающей каждое действие на сцене. Например, в мюзикле возрождены несколько спиричуэлсов XIX века.

— Все эти песни пришли к нам из эпохи угнетения, они исполнены духом прощения угнетателей, эти песни позволяют забыть о той жестокости, которой была наполнена тогдашняя жизнь, — говорит бахаи Джек Ленц, музыкальный режиссер шоу и один из композиторов музыки к нему. — Все эти песни говорят о Боге, в чем и состоит истинный смысл музыки, истинная причина, зачем она нужна нам. Музыка всегда была связана с поклонением Богу и универсальностью наших чувств и нашего мироощущения. В ней заключено признание необходимости этой поддерживающей силы в нашей жизни, — особенно если вы живете в рабстве.

— Как мне применить то, что я только что видел, в своей повседневной жизни? Как я могу изменить ситуацию после просмотра этой пьесы?

— Наджи Браун

В мюзикле участвуют 16 исполнителей, включая певцов мирового класса в стиле госпел и R&B из Христианского культурного центра в Нью-Йорке и ведущих исполнителей из Off-Broadway. Все они были глубоко впечатлены тем резонансом, который это шоу вызвало у современной аудитории.

— Это очень своевременная постановка, и это одновременно замечательно и печально, потому что здесь есть элементы истории, которые, похоже, вызывают мгновенное чувство узнавания в нашем сегодняшнем мире, — говорит мистер Харни. — Это рассказ о человеке, который был порабощен, и все же был грамотным... и, в конечном итоге, дошел до состояния, когда такая жизнь стала невыносима для него. Я хочу сказать, что это потрясающая идея. «Я отправлю себя по почте!»

Наджи Браун говорит, что «иногда обсуждение становится по-настоящему болезненным, и мне приходится притормаживать обсуждение».

— Мы поднимаем массу нелегких вопросов в этих разговорах, — расизм, единство и все такое прочее. Я многое узнал о том, что именно творится в головах у людей. И я научился терпению, ведь далеко не все понимают, почему такие вещи действительно важны. Но эти разговоры помогают увидеть происходящее в правильной перспективе.

После международной премьеры в Эдинбурге «Генри Бокс Браун» пройдет в 25 городах в Соединенных Штатах, начиная с г. Флинт, штат Мичиган, в ноябре. Следует надеяться, что на всей территории Соединенных Штатов это шоу также будет стимулировать вдумчивые обсуждения и вдохновит людей действовать конструктивно. «Хороший театр именно это и должен делать», — объясняет мистер Харни.

— Резонанс получился серьезным. Здесь много уровней и слоев смысла, которые становятся поводом для просветительского разговора и побуждают людей занять активную социальную позицию, — говорит он.

 

Источник - news.bahai.org