Обучаясь педагогике: опыт Фонда Ахдие по созданию школ

Банги, Центральноафриканская Республика - Здесь организован фонд, опирающийся в своей работе на принципы бахаи и поставивший перед собой задачу понять, как можно помочь местным жителям создавать у себя школы и поддерживать их на собственные средства. Фонд Ахдие (Ahdieh Foundation) фокусируется на усилиях по организации муниципальных школ, подготовке учителей и другой поддержке подобных инициатив местных жителей.

Опыт фонда подчеркивает важность опоры на таланты и инициативу жителей Центральноафриканской Республики, что особенно ценно на фоне политической нестабильности и межконфессиональных стычек, которые стали в последнее время привычными чертами глобального имиджа страны.

«Фонд Ахдие - одна из множества организаций в Африке, вдохновленных принципами бахаи, которые стремятся понять, как продвигать образование на низовом уровне и как можно настолько укрепить сообщества местных жителей, чтобы они взяли на себя ответственность за воспитание молодого поколения», - объясняет Нахджаван Таньи (Nakhjavan Tanyi), координатор общеконтинентальной программы для сети этих организаций.

Как и другие организации, основанные на принципах бахаи, Фонд Ахдие рассматривает свою работу, как процесс выработки методов практического использования во благо общества положений Учения бахаи и всего багажа знаний, накопленных в различных областях человеческой деятельности.

«Работа многих организаций, вдохновляемых принципами бахаи, идет в основном на уровне сообщества местных жителей. Долгосрочная задача для них - как помочь обществу решить все проблемы его развития. Обычно это начинается с одного небольшого усилия или одного конкретного аспекта, в данном случае - образования», - говорит г-н Таньи.

С момента своего создания в 2003 году Фонд Ахдие накапливает и систематизирует информацию о роли учителей, родителей и школы в обществе. Эти идеи, наряду с принципами, взятыми из Писаний бахаи, определяют способ подготовки учителей, методы их сопровождения, а также характер функционирование каждой школы и ее взаимоотношения с обществом.

«Многие люди привыкли думать, что только учителя имеют знания, необходимые для обучения детей, а ваша роль как родителя - привести своего ребенка в школу, оставить его на попечение учителей, чтобы они передавали ему свои знания, и больше ни во что не вмешиваться», - говорит г-н Джудикель Моколе (Judicaël Mokole), один из сотрудников Фонда Ахдие.

«Общественные школы меняют эту идею, - продолжает он. - Родители и другие члены местного сообщества начинают видеть школу как организационную структуру, с помощью которой они могут размышлять, анализировать и помогать своим детям получать образование».

Судя по всему, именно такой подход, используемый Фондом Ахдие при организации школ, лучше всего укрепляет это чувство принадлежности.

«Организация начинает с того, что спрашивает местных жителей: что они сами могут сделать для того, чтобы иметь возможность воспитывать своих детей? - говорит г-н Таньи. - Там, где члены местного сообщества и его руководители проявляют готовность участвовать в этих усилиях, у них появляется идея, что они могут организовать школу, которая со временем будет расти, и которой будет предшествовать дошкольное учреждение. Затем, в зависимости не только от наличия людских ресурсов в этом сообществе, но и от его готовности продолжать работать в этом направлении, эта школа может расти и добавлять каждый год по классу».

«Лучше начинать с чего-нибудь простого, а затем уже постепенно выстраивать потенциал для более сложных вещей», - объясняет г-н Таньи.

Учителя, по словам г-на Таньи, выбираются самими местными жителями.

«Идея не в том, чтобы прислать кого-то извне. Нужен кто-то изнутри сообщества, кто-то, кто знает его, кто знаком с местными жителями и знает местные реалии, - объясняет г-н Таньи. - Мы рассматриваем этого человека, который берет на себя роль преподавателя, не просто как учителя, работа которого ограничена классом, а того, кто может стать активным движителем перемен в обществе».

Опираясь на скрытые таланты местных жителей, школы получают возможность работать даже в таком сложном регионе, где с 2012 года не утихает гражданский конфликт.

«Эти общинные школы были единственными, которые по-прежнему функционировали во многих частях страны во время гражданских беспорядков, - заявляет г-н Моколе. - Отчасти это объясняется тем, что учителя общинных школ были местными жителями. Община, которой они служили, была их домом. Им некуда было бежать, когда пришли мятежники».

«Программа обучения учителя также помогает им относиться к своей деятельности как к служению. Это не просто работа, которую они делают за деньги. Они стали учителями, потому что ими движет желание подготовить юное поколение к будущей жизни», - продолжает он.

Преподаватели также получают небольшую материальную помощь из средств, собираемых родителями и местными жителями. Этих денег обычно достаточно, чтобы покрыть затраты на школьные принадлежности и на личные расходы, объясняет г-н Моколе.

«И так будет всегда. Наш опыт показывает, что если вы заявитесь туда с деньгами, которые приходят откуда-то извне, и заплатите учителю таким образом, сверху вниз, в сообществе что-то утратится, будет ощущение, что что-то пошло не так, и общинная школа постепенно придет в упадок», - добавляет он.

Мы рассматриваем этого человека, который берет на себя роль преподавателя, не просто как учителя, работа которого ограничена классом, а того, кто может стать активным движителем перемен в обществе.

– Нахджаван Таньи

«Аналогичным образом, - говорит г-н Моколе, - когда инициатива и ресурсы поступают в основном извне, или когда основное внимание уделяется просто школьному зданию, у общины не возникает чувства ответственности и того, что они вложили что-то в эту школу».

«Нередко можно увидеть школы, построенные внешними организациями, которые используются для размещения овец и коз, или где люди используют столы и стулья в этих зданиях для приготовления пищи. На этом примере вы можете видеть ценность процесса, начинающегося внутри сообщества, самими сельскими жителями», - говорит г-н Моколе.

«Члены сообщества проявляют исключительную заботу о простых зданиях, построенных ими для своих школ собственными руками, даже если эти здания слеплены из соломы, глины и веток», - добавляет г-н Моколе.

Г-н Таньи говорит, что время от времени, по мере роста школ, могут возникать потребности, для которых у местных жителей недостаточно ресурсов.

«Иногда не обойтись без средств, поступающих извне. Но мы стараемся очень тщательно продумать, в какой момент мы эти деньги даем. Мы стараемся подождать до того момента, когда сообщество действительно почувствует себя хозяевами проекта», - отмечает он.

«Мы ни в коем случае не пытаемся утверждать, что это решает все проблемы образования на местном уровне, - поясняет г-н Таньи, - но мы очень надеемся, что такой подход поможет нам действительно задуматься о том, как воспитать в обществе таких людей, которые станут там ключевыми фигурами и движителями изменений, и которые смогут возглавить процессы развития в своем сообществе».

В настоящее время 150 человек, прошедшие через учебную программу Фонда Ахдие, обеспечивают образование почти 4000 учеников в 40 общинных школах, 10 из которых предлагают полный цикл начального образования, от детского сада до шестого класса.

Источник - news.bahai.org